Заказать звонок

История

Калачинский механический завод основан 22 октября 1941 года на базе Мелитопольского автотрактороремонтного завод Запорожской области, эвакуированного после начала Великой Отечественной войны, в рабочий поселок Калачинск Омской области.

Первая партия эвакуированного оборудования Мелитопольского автотрактороремонтного завода Запорожской области (на 7 платформах и 7 человек персонала) прибыла в рабочий поселок Калачинск 3 октября 1941 года. Следующая партия оборудования в 8 вагонах в сопровождении 96 мелитопольцев прибыла 22 октября 1941 года вместе с директором предприятия Александром Феофановичем Харченко. Сопровождал груз начальник заводского ОТК Федор Антонович Мазуренко. Разместился завод в машино-тракторной мастерской, оборудование в течении двух недель было смонтировано и пущено в эксплуатацию. Завод освоил производство 45-миллиметровых снарядов для противотанковых пушек. Кроме того, выполнялся большой объем по ремонту, восстановлению деталей для сельхозмашин.

В 1942 году коллектив завода получил задание провести механическую обработку поршней для автомашин, переданных с Горьковского автозавода. Несмотря на устаревшее оборудование, неприспособленность помещений и отсутствие необходимых инструментов, начальником технического отдела Головицерем Борисом Моисеевичем и коллективом завода была разработана поточная линия, смонтирована и пущена в срок, достигнуто снижение себестоимости обработки поршня. За месяц выпуск составил 45 тысяч штук.

За героический труд во имя Победы коллектив завода был удостоен переходящего Красного знамени Государственного Комитета обороны.

Из воспоминаний Ледневой (Осмининой) Надежды Ермолаевны:

«Когда после 7 класса в 1942 году, я пришла на завод, то 1-ый механический цех, уже работал с полной нагрузкой. Общая трансмиссия вращала станки, все шумело, кружилось. В мои 15 лет меня приставили на практическое обучение к Шуре Ващенко (А.Г. Ямбор) на спецпродукцию. Напротив стоял у станка маленький Саша Петров, на двух ящиках, его еле было видно.

Завод переоборудовался из АТРЗ в Механический. Были Литейный цех, отдел ОГМ, кузница, термический цех, где в основном закалялись заготовки под спецпродукцию. Был свой автопарк, хоздвор, силовая станция, дающая ток. Главное – это были гудки, красивые, длинные гудки, по которым шли на работу и с работы. Было свое подсобное хозяйство, где выращивались свои овощи, в пересмены и после работы пололи. Работали по 12 часов с 8.00 до 20.00 и с 20.00 до 8.00. утра. После смены убирали готовую продукцию в склад или чаще всего сразу в вагоны, которые подавались к маслосырбазе, туда же поступал лес, уголь, кокс. Гушка для литейного цеха подавалась на территорию завода, а вся разгрузка ложилась на нас, молодежь. Был электрокран, но работа в основном была вручную. Надо было видеть, как мальчишки на бревнах с ломиками перекатывали станки, устанавливали их на фундамент. В 43-м году была организована поршневая цепочка, провели в цеха отопление. Осенью 43-го года ушли в армию, затем на фронт мальчики и девочки 26-го год рождения. В свои 17 лет они успели восстановить завод, выпустить первую продукцию, и многие не вернулись».

После войны завод наращивает производственные мощности, осваивает новые виды продукции, переходит на выпуск запасных частей к тракторам и сельхозмашинам. Завод является первым в стране, начавшим в 1951 году изготавливать автодезустановку системы доктора ветеринарных наук профессора Николая Михайловича Комарова «ДУК -1». Долгое время продукция предприятия поставлялась на экспорт в Корею, МНР, Польскую Республику, Венгрию, Болгарию, Кубу и др.. В 1962 году завод удостоен диплома ВДНХ, десять работников награждены золотыми и серебряными медалями. Особое развитие получил завод в период с 1958 по 1960 годы, когда он находился в системе совнархоза Омской области. Заводу было передано более сотни единиц металлорежущего оборудования, приборов для контроля качества, большой объем легированной стали. В 1967 году выпущен первый тракторный прицеп 2 ПТС-4М.

С 2000 года на предприятии взят курс на обновление и модернизацию продукции. Непрерывно расширяется ассортимент выпускаемой продукции. Завод регулярно участвует в выставках и деловых презентациях, на которых продукция завода получает награды. В 2000 году на выставке ИНТЕРСИБ Кормораздатчик КТП-10У ИВАН получил диплом выставки. В 2001 году диплом выставки получила дезинфекционная установка ДУК-1-01 на шасси автомобиля ГАЗ. В 2004 году кормораздатчик КТП-10У «ИВАН» внесен в список 100 лучших товаров.

В последнее время заводом освоен выпуск новых сельхозмашин, используемых для животноводства, в частности: подборщик для сена с объемом кузова 45 куб. м., ряд модификаций тракторных прицепов, как малой так и большой грузоподъемности 4500, 6000, 6500, 9000, 12000 кг. для крупных хозяйств.

Освоен новый тип оборудования для заготовки и уборки сеножа, зерновых культур – жатки с шириной захвата 7,1 и 9,1 м. «Марья», которые оборудованы механизмом среза системы Шумахер и эксцентриковым мотовилом.

Продукция ООО «КМЗ» пользуется спросом не только российских потребителей от Краснодара до Владивостока, но и покупателей из стран СНГ и дальнего зарубежья.

Неоднократно Администрация Калачинского района Омской области награждала коллектив Калачинского механического завода почетными грамотами за высокие показатели в труде и значительный вклад в социально-экономическое развитие района.

В настоящее время завод ставит перед собой сложную задачу по улучшению качества продукции, сертификации производства по международным стандартам и увеличению объемов выпускаемой продукции.